Статья Сэтзера про Китай
Jul. 2nd, 2009 01:45 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Плохие и хорошие новости из квартального отчёта Всемирного Банка по Китаю
Хорошие новости из последнего квартального отчёта Всемирного Банка по Китаю:
Раз. Экономика Китая растёт благодаря китайскому правительству. По подсчётам Всемирного Банка, ответные меры правительства по стимулированию экономики дадут 6 процентных пунктов из 7,2% роста, который прогнозируется в Китае (p. 8). Это хорошая новость. Рост на 7% и рост на 1% - это две большие разницы. Правительство Китая вовремя обеспечило "свободу рук" государственным банкам. Однако, было бы лучше, если бы Китай позволил своей валюте подорожать в конце 2003 и начале 2004 годов для охлаждения перегретой экономики вместо наложения административных ограничений на банковский кредит и сдерживания внутреннего спроса. Тогда бы Китай не получил бы такой огромный профицит текущего счёта и избежал бы попадания в "долларовую западню". Всё же, лучше поздно, чем никогда: все ограничения кредитно-денежной политики, наложенные на рост внутреннего спроса, были отменены в нужное время.
По существу, Китай ввёл в действие собственную версию смягчения условий кредитования. Просто оно было проведено через балансы госбанков, а не через баланс центробанка. Эндрю Бэтсон:
По некоторым показателям кредит в Китае свободнее даже американского, где Федеральный Резерв оказывает беспрецедентную поддержку частным рынкам. … Методы накачки экономики денежными средствами, применяемые в Китае, сильно отличаются от таковых, используемых в остальных развитых странах. Объём новых ссуд, выданных в первом квартале китайскими банками, из которых почти все являются государственными, превышает в три раза объём ссуд, выданных годом ранее. У центральных банков США, Европы и Японии такая возможность регулировать кредит отсутствует, и вместо этого они для поддержки кредита используют чрезвычайно низкие учётные ставки и прямые покупки ценных бумаг.
Два. Вместо 3 процентов от ВВП дефицит бюджета Китая приблизится к 5 процентам от ВВП. По-моему, это - повод для праздника. Прошлой осенью я беспокоился по поводу того, что желание ограничить бюджетный дефицит тремя процентами от ВВП означает, что китайский пакет стимулирования будет меньше по размерам, чем казалось на первый взгляд (или согласно информации в СМИ). Я был неправ. Если возможные будущие убытки при быстром расширении банковского кредита будут совмещены с программой прямого бюджетного стимулирования, окажется, что Китай проводит программу стимулирования, превышающую по размерам таковую в любой другой развитой стране.
Три. Теперь предполагается, что в 2009 году профицит текущего счёта Китая упадёт. Экспорт всё ещё не растёт — теперь у нас есть данные за первые пять месяцев года. В противоположность экспорту импорт начал расти. Это хорошо видно на графике динамики реального импорта и реального экспорта, график построен по данным, любезно предоставленным мне офисом Всемирного Банка в Пекине:

Какой-то объём относится к увеличению товарных запасов и, в силу этого, не отражает обозначенный спрос. Однако давайте укажем на то, что осталось в стороне. В 2009 году профицит текущего счёта Китая в долларовом исчислении будет немного меньше, чем в его профицит в 2008 году (а это означает, что китайский торговый профицит во второй половине 2009 года будет значительно меньше, чем таковой в 2008 году, так как профицит за первые пять месяцев 2009 года был уровне прошлого года). И поскольку ожидается, что падение цен на сырьё увеличит профицит, а все остальные факторы останутся неизменными, это указывает на реальный сдвиг в чистом экспорте. По оценкам др. Кюйса из пекинского офиса Банка, чистый экспорт отнимет около 2,5% из общего роста ВВП Китая в 2009 году.
Новости похуже
Неясно, ввел ли в действие Китай политику, которая будет направлена на поддержание устойчивого роста внутреннего потребления. Стимулирующий пакет сработал за счёт накачки инвестиций, в особенности государственных инвестиций. И инвестиции уже сильно отразились на системе национальных счетов. Оливье Бланшар:
“В ответ на кризис Китай резко увеличил бюжетные расходы, при этом основное внимание сосредоточено на инвестициях, а не на потреблении. Для быстрого увеличения затрат такая политика является правильной, однако такое увеличение инвестиций имеет эффект только в течение некоторого времени. И поскольку время уходит, вопрос состоит в том, позволит ли Китай увеличить потребление”.
И движение в отрицательную область чистого экспорта связано с тем, что реальный экспорт падает быстрее, чем реальный импорт, а не с ростом реального импорта, который превышал бы рост реального экспорта. Прогнозируется, что за год реальный экспорт упадёт на 10%, а реальный импорт почти на 5%.
Если китайский экспорт будет падать быстрее, чем глобальный спрос, это даст возможность другим странам сократить недостачу. Альтернатива - быстрый рост китайского экспорта при сжатии мировой экономики - гарантированно породит проблемы. Однако Китай всё ещё не действует действительно в качестве локомотива общего роста мирового спроса — в особенности это касается промышленных товаров. Данные Всемирного Банка о реальном экспорте и реальном импорте говорят о том, что реальный импорт сырья в апреле вырос на 17%, в то время как реальный импорт промышленных товаров упал на 16%.

Если вспомнить 2003 год, когда Китай также переживал бум кредитования, реальный импорт всех видов товаров рос гораздо сильнее, чем сейчас. Конечно, в 2003 году экспортный сектор Китая также переживал бум, что увеличивало импорт для переработки "давальческого" сырья. Так что, сравнение некорректно. Однако это подчёркивает насколько разнятся этот и прошлый китайский кредитный и инвестиционный бумы.
Отчасти слабость китайского спроса на промышленные изделия безошибочно можно отнести на счёт слабого спроса на экспорт и, в силу этого, слабого спроса на импортируемые комплектующие.
Другое объяснение состоит в том, что в Китае есть большой объём резервных мощностей, позволяющих удовлетворять пульсации китайского спроса. К примеру, автомобили. В этом году продажи автомобилей в Китае могут превзойти американские продажи, и, похоже что Китай способен удовлетворить этот рост спроса без увеличения иморта готовых автомобилей или запчастей.
Кроме этого, представляется, что китайские потребители в меньшей степени заинтересованы в товарах западных или даже корейских или японских торговых марок. Возможно китайские потребители сделали вывод, что, если иностранные банки не лучше китайских банков, то то же самое можно сказать и в отношении иностранных товаров.
И китайское правительство также особенно сильно заинтересовано в том, что средств пакета стимулирования экономики будут тратиться именно в Китае. Джемил Андерлини сообщает: “Пекин заявляет, что при государственных покупках должны использоваться только китайские товары или услуги за исключением тех, что отсутствуют внутри страны или не могут быть закуплены в разумные коммерческие или законные сроки”.
Немного рискованно для страны которая до сих пор экспортирует гораздо больше, чем импортирует.
Однако это не должно быть такой уж неожиданностью. Обычным аргументам в пользу продолжения Китаем политики занижения обменного курса своей валюты даже несмотря на то, что заниженный курс юаня означает, что Китай переплачивает за иностранные активы и из-за этого со временем понесёт убытки, является тезис о том, что Китаю требуется поддерживать занятость, а курс - способ поддержать её. И не будем забывать про то, что заниженный юань стимулирует занятость не только через рост китайского экспортного сектора, но и благодаря импортозамещению. Китай не заинтересован в недеформированной торговле; он заинтересован в использовании торговли для поддержки внутренней экономической деятельности. Поэтому нет ничего необычного в том, что мы видим попытки Китая при помощи своего внутреннего пакета стимулирования обеспечить создание как можно большего числа рабочих мест в первую очередь в Китае.
Однако это указывает на то, что обязательства Китая по отношению, скажем, к G-20 ограничены. Выделение Китаю места за столом этого объединения необязательно будет означать изменение китайской политики.
В целом, хочу сказать, что хорошие новости перевешивают плохие. Но главные проблемы будут впереди, если политика Китая "покупай китайское" будет продолжать сдерживать китайский спрос на товары остального мира в то время как мировой спрос на китайскую продукцию восстановится; растущий экспорт при стагнирующем импорте промышленных товаров в стране с наибольшим профицитом в мире вряд ли будет пользоваться всемирной популярностью
Ничего особого. Две вещи всё-таки цепляют внимание.
Во-первых, то, что из 7,2% прогнозируемого роста Китая в 2009 году 6% относится на долю программы государственного регулирования. Это чертовски много по сравнению с уймой миллиардов, влитых ФРС, которые так и не дали ожидаемого эффекта. Хотя, естественно, сравнивать экономическое здоровье США и Китая не приходится.
С другой стороны, данная цифра до некоторых пор показывает возможности Китая по расширению внутреннего спроса. Пока рано делать выводы, однако, если и дальше так будет продолжаться, то авторы, сомневавшиеся в возможностях Китая прожить без огромного экспорта в другие страны, будут посрамлены.
И как всегда назидательное бубнение Сэтзера про необходимость дать "покушать" и другим: "...растущий экспорт при стагнирующем импорте промышленных товаров в стране с наибольшим профицитом в мире вряд ли будет пользоваться всемирной популярностью." А Васька слушает, да ест! Что-то сомневаюсь я в том, что Китай кинется по примеру сумасшедшей РФ помогать "несчастному" "золотому миллиарду" выпутываться из затруднений.